Интерактивный литературный клуб "Начало"


Vox audita perit, littera scripta manet - Рукописи не горят.

Как изменился жанр поэмы и что говорил Воланд про москвичей

Написал сочинение и хочешь поделиться с друзьями? Тебе сюда!

Как изменился жанр поэмы и что говорил Воланд про москвичей

Сообщение Blue star » 22 июл 2018, 20:13

Как в русской литературе 20 века изменился жанр поэмы
Жанр поэмы предполагает наличие в основе произведения масштабных всемирно-исторических событий, изложенных, согласно лирическому или повествовательному сюжету. Чтобы выявить изменения, произошедшие в 20-м веке, я предлагаю обратиться к нескольким более ранним художественно-литературным единицам и сравнить их с более поздними. Я буду доказывать точку зрения о том, что жанр не претерпел качественных изменений, но возымел формационные, на основании сравнения основных проблем, характерах, широты упомянутых явлений относительно исторического контекста. Для сравнения я выбрала «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (по определению автора его произведение носит жанр поэмы, несмотря на структуру романа), поэму «Двенадцать» А. Блока, «Облако в штанах» Маяковского и «Василий Тёркин» Твардовского.
В русской поэме главный герой часто – персонаж с необычной судьбой, который находится на пути духовных исканий. В поэме Лермонтова Тамара – девушка, соблазненная демоном, была оправдана ангелом, но даже после этого сомневалась, кому принадлежала ее душа. «В пространстве синего эфира/ один из ангелов святых / летел на крыльях золотых/ и душу грешную от мира он нес в объятиях своих / И сладкой речью упованья / Ее сомнения разгонял/ И след проступка и страданья/ с нее слезами он смывал. / Издалека уж звуки рая к ним доносилися - как вдруг,/ Свободный путь пересекая, / Взвился из бездны адский дух <…> Ценой жестокой искупила/ Она сомнения свои… / Она страдала и любила /И рай открылся для любви». Лермонтов в своей поэме показал духовные терзания за совершенный грех конкретного человека – Тамары, но он не дал имен ангелам – представителям так называемых сил добра и зла. Описанные страдания выходят за рамки произведения, касаясь реальных судеб людей.
В «Медном всаднике» происходит тоже самое расширение хронотопоса до размеров Вселенной.
«Осада! Приступ! Злые волны
Как воры лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой
…народ зрит божий гнев и казни ждет

«С божией стихией царям не совладать»».
Гоголь назвал свое произведение поэмой не случайно, он хотел «привязать» характеристики поэтического жанра «Мертвым душам». В 11 главе первого тома Русь уподобляется тройке несущейся. Существует версия, что писатель хотел положить в основу своих трех томов произведения сюжет, заимствованный у Данте. 1-я книга олицетворяла «Ад», 2-я – «Чистилище», а 3-я – «Рай».
Еще одной характеристикой обладает жанр поэмы – символизмом. В поэме «Двенадцать» Блок пользуется поэтической формой, проявляющейся не только в ритмике и силлабо-тонической композиции, но и в характерных средствах художественной выразительности (уж я ножичком полосну, полосну!/ уж я семечки полущу, полущу). Сравнивает большевика с псом голодным («Стоит буржуй, как пес голодный») и его безмолвие с незаданным вопросом («Стоит безмолвный, как вопрос»).
«Облако в штанах» - поэма-представительница авангардистского течения, в отличие от своих предшественник выделяется необычной формой (строчки-лесенки), ритмикой(«Помните? / Вы говорили: «Джек Лондон, / деньги, / любовь, / страсть» - / а я одно видел: / вы – Джиоконда, / которую надо украсть!/ И украли»).
«Василий Теркин», в отличие от Гоголя Твардовский назвал свою поэму книгой о бойце. Но, она содержит в своей композиции, так называемую фигуру – «роман в романе» (это я пытаюсь пошутить), здесь – «поэму в поэме». «Смерть и Теркин», вновь рефлексируя к Гоголю – «повесть о капитане Копейкине». В романе художественная фигура опять же, расширяет пространство, обращает к реальности, но не исторической, а актуальной.
Таким образом, приведенные «ранние» и «поздние» поэмы в основном имеют схожую жанровую характеристику: проблематику, широту пространственно-временную, соотнесенность с историческим контекстом (т.е. предполагает, что читатель осведомлен о происходящих событиях, исторических личностях – Петр 1 в «Медном всаднике», например). Различаются проблемами, поставленными в произведении; формой – лирической (внутри «поздних» - ритмом) и прозаической. Чтобы ответить на вопрос о том, как же все-таки изменился жанр поэмы в 20 в., попрошу взглянуть на указанные выше сравнения, начиная с 19 столетия, как наиболее близкого и заканчивая самим 20, о котором шла речь. Я обратилась к «Демону» (как таковые, поэмы не являются «настоящими», они более искусственны, «лабораторны»*) и т. д. для того, чтобы проследить изменения жанра, это требовалась для раскрытия понятия.
* - Энциклопедический словарь юного литературоведа, Новиков В.И.

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд говорит о москвичах: «…обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних...квартирный вопрос только испортил их». Как эта реплика соотносится с поэтикой и смыслом романа?
Произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» композиционно выстроено как роман в романе – московский и ершалаимский. Несмотря на почти две тысячелетнюю разницу, они – иллюстрация единого конфликта – проблемы выбора. Фраза Воланда, родившаяся на сцене театра Варьете, подтверждает его цикличность, вечность, проклятость.
Перед какими двумя вариантами стоят москвичи? Маргарита получила от Воланда возможность потребовать взамен бытия хозяйкой бала одной угодной ей вещи. Литература, фольклор – богаты такого рода искушениями требовать всего, чего захочется. Будучи ограниченными временными рамками, герои поддаются разыгравшемуся воображению [айказия и фантазия], желают всего и сразу – поскольку такая возможность редка; а когда желание – всего одно? Тогда выбор падает на что-то близко расположенное к настоящему. В случае Маргариты – это раздражение, голос, который не дает ей покоя – Фрида. История ее коротка - она удушила платком своего сына – за то ей подают орудие смерти, напоминая о содеянном. Это было ее решение за которое она мучается. Маргарита предпочитает всему – милосердие к внешним признакам раздражения Фриды – но не лишает ее внутреннего беспокойства, которое никуда не денется не зависимо от отсутствия или присутствия вечно подаваемого платка. Она убила ( глагол совершенного вида, прошедшего времени) – это причина; память о совершенном – следствие, от которого она не может избавиться при существовании первого. Как оценивает поступок Маргариты Булгаков? Есть реакция Бегемота, Воланда – усмешка. Возможно, это насмешка над глупостью – сам сатана предложил все что угодно, а просьба – всего лишь платок? И возможно, это предвиделось назойливостью убийцы, хитростью героини – «своим свое» - прощаясь с тяжелой ношей королевы Марго, делала «королевский жест»? Герои явно ждали от нее другого и это непостоянство, безбоязненность принятия ответственности – титула и т.д. или страх, свернувший с дороги благополучия (снятия ноши + щедрый подарок) в сторону устранения источника раздражимости привели к такому принятию решения? Если этот эпизод наложить на другой – номер, например, с поддельными деньгами, одеждой – найдутся только внешние изменения, внутренние будут просвечивать. Конфликт – тот же рентгеновский луч, помогающий заглянуть под кожу и, сколько бы это романтически не звучало под ней увидеть душу, падкую к порокам. В приведенных двух случаях – жадности.
Но, по мнению прокуратора Иудеи Понтия Пилата литературного - самый страшный порок – трусость. Страх ответственности за принятые решения, страх потери положения в обществе, наконец, страх смерти. Пилат должен был отправить на казнь одного из осужденных Синедрионом – Вар-раванна или Иешуа Га-Ноцри. С последним он вел диалог, который зародил желание потворствовать философу, однако, то, что тронуло его сердце, не тронуло решения суда – отпущен был Вар-раванн. Иешуа не боялся последствий, потому что он говорил правду и единственная его тревога – это не собственная участь, а участь людей, добрых людей. А по мнению Га-Ноцри, трусость – всего лишь один из страшных пороков…
Профессор черной магии на Патриарших прудах, похожий на иностранца, по мнению Берлиоза должен был остановиться в «Метрополе». Отрицательный ответ поразил его, заявление о дальнейшем проживание в егоквартире – испугал и смутил. Он не верил этим словам, как и тем, касающимся его смерти от замечательнейшей покупки Аннушки. Однако, проснувшийся после похмелья его сосед – Степа Лиходеев, не обнаружил ни сожителя, ни гувернантки Груни. Пятидесятая квартира, после смены нескольких хозяев в виду исчезновения оных при странных обстоятельствах стала приютом для так называемой «нечистой силы», затем – костей специалиста по достопримечательностям барона Майгеля и языков пламени. Общественность, возбужденная подозрительной активностью нехорошей квартиры не оставляла попыток узнать, кто хозяйничает в ней. Между тем, москвичи, по словам Коровьева, занимались неплохим бизнесом – превращали трех - в четырех-, четырех - в пятикомнатные и так далее квартиры. И дело вовсе не в квадратных метрах, а в той же самой жадности, с которой зрители охотно скидывали свою одежду в обмен на чужую, призрачную.
Таким образом, отмеченный Воландом порок в погоне за невозможным становится еще «одним из» самых-самых, характерных человеческих, ничуть не меняющихся на протяжении вот уже двух тысяч лет.
Аватара пользователя
Blue star
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 11 июн 2012, 15:06

Re: Как изменился жанр поэмы и что говорил Воланд про москви

Сообщение Кот Белый » 24 июл 2018, 02:24

Зря соединила два совершенно разных исследования в одну тему. Очень интересно и первое, и второе, но поставленное рядом заставляет по прочтении посидеть несколько минут в поисках разгадки вопроса "почему рядом?" А ответ так и не нашёлся
Живи так, чтобы рядом с тобой было светло
Аватара пользователя
Кот Белый
Глобальный модератор
Глобальный модератор
 
Сообщения: 4437
Зарегистрирован: 15 фев 2011, 21:12
Блог: Просмотр блога (2)

Re: Как изменился жанр поэмы и что говорил Воланд про москви

Сообщение Blue star » 24 июл 2018, 12:03

Кот Белый писал(а):Зря соединила два совершенно разных исследования в одну тему.

Мне показалось, что располагать их по разным темам здесь будет немного жирно, тем более что они являются однотипными заданиями с разным темами из олимпиады.
Кот Белый писал(а):Очень интересно и первое, и второе,

Для меня эти темы тоже оказались такими, где можно развернуться. Интересно было бы узнать сильные и слабые стороны написанного, готовлюсь все-таки, нужна проверка :))) Если не затруднит, конечно.
Кот Белый писал(а):но поставленное рядом заставляет по прочтении посидеть несколько минут в поисках разгадки вопроса "почему рядом?" А ответ так и не нашёлся

Да, наверное, сложно воспринимать сразу две таких разноплановых вещи (отличающихся даже направлением - одна более теоретическая, обобщенная, а другая - конкретная, но обладает свободными хронотопическими рамками), писались они в разное время даже... Но опять же, см. начало. Тут скорее должны быть вопросы по типу: почему так много пищи для размышлений и так мало самих размышлений?...
Аватара пользователя
Blue star
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 11 июн 2012, 15:06

Re: Как изменился жанр поэмы и что говорил Воланд про москви

Сообщение Кот Белый » 24 июл 2018, 18:40

Что касается первой части - изменение жанра поэмы. Не совсем точная трактовка темы. Изменение - это что-то коренное, всеобъемлющее и конкретное. Ты рассуждаешь о видоизменении или лучше о конкретизации, эволюции жанра. В заключительной части ты говоришь об этом (правда, расплывчато и маловато). Жанр как бы уточняется, конкретизируется. А в первой части, там, где ты анализируешь "Демона", очень длинное цитирование. Это абсолютно дискредитирует работу. цитировать нужно коротко, конкретно и строго по делу. Тогда это аргументация. В других случаях - "растекание мыслью по древу". Это всё придирки высшего, не школьного порядка. Поэтому к ним стоит относиться с пониманием. В целом работа, безусловно, интересная. Это я считаю самым главным. А недочёты, что ж, Бог бы с ними, их легко поправить.
Живи так, чтобы рядом с тобой было светло
Аватара пользователя
Кот Белый
Глобальный модератор
Глобальный модератор
 
Сообщения: 4437
Зарегистрирован: 15 фев 2011, 21:12
Блог: Просмотр блога (2)


Вернуться в К уроку

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1