Страница 1 из 1

Есть ли жизнь после смерти, что думали об этом в СССР?

СообщениеДобавлено: 02 дек 2019, 23:48
Blue star
(Раньше я думала, что это стихотворение о другом. Видела здесь только совсем юного лирического героя, который сомневался в том, что есть жизнь после смерти. Мне казалось, что он ждет своего перерождения в животное или растение... Ведь приводит столько примеров. Ну, или в виду их литературности - хочет, чтобы кто-то о нем написал и так сохранил память в истории.
Но, посмотрев на год, тщательно поработав с лексикой, открылся новый смысл любимого стихотворения.
Сыровато, но мысль сюда заложена.)

Метаморфозы

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я – живой.
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый, -
Мой бедный прах, когда-то так любимый.

А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре -
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.

Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком;
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.

Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!
1937, Н. А. Заболоцкий

Стихотворение можно разделить на четыре смысловые взаимосвязанные части. Такое деление возникает на основе фонического уровня. Первая часть, напоминающая онегинскую строфу, знаменует начало размышлений героя над своей сущностью. Герою до своей смерти часто приходилось умирать («Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел я отделил от собственного тела») – эти смерти «подогревали» его кровь («Чтоб кровь моя остынуть не успела»). И когда он оказывается погребенным, его разум не соглашается с этой мыслью: «И если б разум мой прозрел и в землю устремил пронзительное око,/ Он увидал бы там, среди могил, глубоко/ Лежащего меня», потому что герой продолжает существовать в нескольких ипостасях – вот, он лежит в могиле и тут же колеблется на морской волне, а здесь – летит по ветру в невидимый край. (С 11 по 16 строку наблюдается аллитерация на звук [м], глядя на образы стихотворения, создается впечатление общего спокойствия и умиротворения). Но 27 строка все же указывает на то, что герой мертв, это отражает его физическое состояние:
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.
Из этого становится ясно, почему герой поражается изменениям и все время утверждает, что он – все еще живой. Во второй строфе с помощью оксюморона, утверждается жизнь после смерти: то, что уже мертво, по идее, быть живым не может. Но, если следовать авторской логике, мертвые живы, как и те, кто не уходил из жизни, единственное отличие, что природа их бессмертия несколько иная:
Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
В третьей строфе описаны метаморфозы. Видно, что эти перевоплощения не буквальны, а образны. Мы узнаем о птице с исписанной страницы, о цветке – из мысли о нем, о красиво шествовавшем быке – из поэмы. Герой не вступает с реальным миром в противоречие. Его тело, глубоко в земле, может питать растения и тем самым продолжать существовать в мире.
Последняя строфа единственная, которая не начинается с риторического восклицания. Она отличается от остальных частей текста и то, что ее отличает – это обобщение и подведение итога, мысль достигает логического до конца. Все размышления лирического героя в конечном счете разрушают суеверия о конечности жизни. Читатель понимает, что бессмертие – совсем не выдуманная вещь, она может быть объяснена (что сделано в предыдущей строфе) и не быть фантастической.
Стихотворение обладает отточенной формой: оно построено на линейной композиции, в рифмовке преобладают точные рифмы, единый размер (ямб). Первые три строфы начинаются с риторического восклицания, четвертая с восклицанием в конце. Количество строк в стихотворении постепенно сокращается: автор дает описание чувств лирического героя, потом, показывает, как он видит окружающий мир и подводит вывод о бессмертии уже в конце третьей строфы. Последняя, завершающая, как бы обращена к читателю: все, что ты прочитал доказывает нашу бессмертную сущность, однако, нужно отбросить в сторону распространенные суеверия, потому что жизнь после смерти продолжается в органике. С другой стороны, если перечитать стихотворение – заметно, что лирический герой уже мертв, но продолжает размышлять, значит, духовная его природа жива.

Re: Есть ли жизнь после смерти, что думали об этом в СССР?

СообщениеДобавлено: 04 дек 2019, 01:00
Кот Белый
Прекрасно. Анализ весьма полный и интересный. А от стихов Заболоцкого мне всегда хотелось плакать