Кот Белый » 27 мар 2011, 11:51
Итак, продолжаем.
Урок № 2.
Тоническое и силабическое стихосложение.
Ритм стиха – это нечто индивидуальное, многообразное и трудно поддающееся общим определениям. Он создается сочетанием в различных соотношениях и пропорциях самых разнообразных «элементарных» ритмических последовательностей, из которых наиболее заметны силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая, цензурная, каталекти-ческая, рифменная, строфическая, грамматическая, синтаксическая, семантическая и дру-гие.
Остановим внимание только на одной ритмической единице – стиховой строке и одном ее признаке – длине, измеряемой числом слогов. Довольно часто авторские строки оканчиваются знаком препинания, в то время как внутри строк такие знаки чрезвычайно редки. Знаками препинания обычно отмечают паузы, а паузы – это элементы интонации. Интонация создается паузами и модуляциями голоса между ними. На этом основании ав-торские строки можно рассматривать как интонационные единицы стиха, а их последова-тельность – как визуализированный интонационный ритм. Выделяя строки в качестве объекта исследования, мы имеем дело с абстрагированным от звучания интонационным строем стиха. Специальное выделение автором интонационных единиц в виде отдельных строк позволяет предполагать, что именно они служат основными носителями ритма про-изведения, поэтому их характеристики будут его наиболее точным отображением.
Т. Бондаренко. "Тонический стих"
Безударный
пуст
слог…
В ударении
дых
титанический…
Презираю
выравненность
строк…
Обожаю
стих
тонический!
В "тоническом" стихе совпадает только КОЛИЧЕСТВО УДАРЕНИЙ, приходящееся на одну строку, а количество слогов и размещение ударений, в общем, произвольны. Ярчайшим представителем тонического стихосложения является, конечно же, поэтика Маяковского. Хотя конечно он писал не только тонические, но и смешанные и силлабо-тонические стихи, но наиболее характерен для него тонический стих. Следует остановиться на нескольких заблуждениях, связанных с тоническим стихом. Во-первых, заблуждение о некоей особой звучности тонического стиха. Это, однако, вовсе не свойство тонической системы стихосложения, а свойство Маяковского-поэта.
Само по себе оно никак не появится, сколько ни строй "лесенок". Более того - это свойство - ВЫНУЖДЕННОЕ. В тоническом стихе сильно ослаблен внутристрочный ритм - не соблюдается ни длина строки, ни размещение ударений. Поэтому стихотворец ВЫ¬НУЖ¬ДЕН снабжать стихи громыхающими рифмами и выпирающими аллитерациями.
Тонический стих на спокойном звуке просто рассыплется. Поэтому написание дос-тойно звучащих тонических стихов требует серьезной технической подготовки. Пишущий вынужден прибегать не только к стихотворной технике. И специальное громыхающее прочтение, никак не соответствующее реальной речи. И специальные типографские приемы. Пресловутая "лесенка" - вынужденное "приобретение" тонического стихосложения. Стихотворец печатает строку с разрывами, чтобы указать, на какие единицы надо разбивать строку при прочтении (это не всегда можно сделать одно-значно). Он типографскими приемами делает то, что невозможно сделать по-другому. Попробуйте записать стихи Маяковского без лесенки, нормальными строфами, и вы увидите, насколько они поблекнут. Попробуйте прочитать то, что получилось, как нормальные стихи - и вы ужаснетесь!
Тоническая система стихосложения не лучшим способом соответствует природе русского языка. По сравнению с силлабо-тоническим стихосложением - это шаг назад. Впрочем, время давно уже все рассудило. Тоническое стихосложение оказалось бесплодным цвет-ком практически одного автора. Тот факт, что у Маяковского не нашлось сколько-нибудь достойных последователей, говорит сам за себя. Кое чем Маяковский, конечно, обогатил стихосложение, но запустить на длительную орбиту тоническую систему, и тем более, вытеснить силлабо-тонику, он не смог, несмотря на огромную работоспособность и талант. Кстати, к концу жизни и сам Маяковский начал склоняться к силлабо-тонике.
Заметим еще, что такой органический недостаток тонической системы, как неиз-бежно "громыхающий" звук делает некоторые вещи вообще невозможными. Таким сти-хом можно писать плакаты и лозунги, вещать с трибун, рвать рубашку на груди... Но эле-гия, нежная лирика, философские раздумья, описания природы и т.д. просто несовмести-мы с громыханием. А звучные стихи никто не мешает писать и в силлабо-тонике.
В общем, хотя тонический стих кое-где и применим, в целом - это тупиковое ответвление . По крайней мере, для русской поэзии.
Вкратце стоит упомянуть также о СИЛЛАБИЧЕСКОМ стихосложении. При этом в строке содержится одинаковое количество СЛОГОВ, а количество и размещение ударе-ний значения не имеют. Поскольку в русском языке слоги произносятся примерно с оди-наковой скоростью, то в таких стихах строковая симметрия заключается в одинаковом времени звучания каждой строки. Кроме того, силлабические стихи снабжались рифмой, обычно смежной (что вполне понятно при большем удалении рифм такие стихи будут просто рассыпаться). Силлабические стихи были, собственно, заимствованы у поляков. Такие стихи считаются характерными для языков с неярко выраженным силовым ударе-нием, с ударением, занимающим постоянное место в слове. И с установлением силлабото-нической системы они быстро и тихо, безо всякой борьбы, вымерли. От них осталось только название "вирши". Хотя вначале в нем не было ничего обидного, это слово сейчас означает неумело написанные стихи. И такое переосмысление дает ясную оценку силла-бической системы применительно к русскому языку. Любопытно, что даже любители "авангарда" и "экспериментов" о силлабических стихах не вспоминают. Поэтому совре-менных примеров силлабических стихов привести невозможно. А любители старины мо-гут найти их в поэтических справочниках. Силлабическое и тоническое стихосложение - две стороны, два компонента силлабо-тонического. И каждая из них сама по себе естест-венно, проигрывает силлабо-тонике.
Живи так, чтобы рядом с тобой было светло