Страница 1 из 2

Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 21 мар 2011, 20:31
Кот Белый
Ну так вот! Начинаем теоретические действия. Я давно обещала выложить эти материалы. Кому-то просто для сведения, кому-то пригодится.

Урок № 1.
Силлабо-тоническая система стихосложения.
Стихотворные размеры.

В работе над любым сочинением, связанным с анализом поэтического текста, требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма - то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует. Самое главное - это не просто определить размер, а сказать о том, что этот размер вносит в стихотворение.
Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей на-певен и нежен (хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж). Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов).
Чтобы легко определять размер, нужно, прежде всего, помнить, что та-кое стопа. Стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение.
Пять видов стоп в силлабо-тонической системе создают пять ее основ-ных размеров, носящих те же названия.
Ямб (+ —) - двухсложная стопа с ударением на втором слоге:
и он | к устам | моим | приник
и выр | вал греш | ный мой | язык...
(Пушкин)
Хорей (— +) - двухсложная стопа с ударением на первом слоге:
Ночь ти | ха. Пус | тыня | внемлет | богу...
(Лермонтов)
В ямбе, как правило, ударения падают на четные, а хорее - на нечетные слоги. Но вовсе не обязательно, чтобы ударение падало на все четные слоги в ямбе или на все нечетные - в хорее. Слова в русском языке по количеству слогов и по месту ударений неодинаковы. В многосложных словах, включающих в себя по нескольку стоп, отдельные стопы утрачивают ударение, положенное по схеме. Например, в ямбических стихах Пуш-кина
Вознес | ся вы | ше он | главо | ю не | покорной
Алек | сандрий | ского | столпа
пятая стопа в первой строке, первая и третья во второй не имеют ударения.
Или в хорее:
Мчатся | тучи, | вьются | тучи;
Неви | димко | ю лу | на...
(Пушкин)
Стопа, состоящая из двух безударных слогов, называется пиррихием. Иногда в стихотворных размерах силлабо-тонической системы, напротив, появляется дополнительное, сверхсхемное ударение:
Швед, рус | ский - ко | лет, ру | бит, режет.
(Пушкин)
Стопа, состоящая из двух ударных слогов, называется спондеем.
Следовательно, в ямбе и хорее при появлении пиррихия и спондея ко-личество ударений в строках будет различным. Однако пиррихий и спондей не изменяют в принципе ритмический строй того или иного размера. Стихотворение, в котором ударе-ние падает на четные слоги, даже при пропуске одного - двух ударений или появлении дополнительного ударения остается все-таки ямбическим, а с нечетными ударными сло-гами - хореическим. Пиррихий и спондей придают стихам звуковое разнообразие и под-вижность, усиливая их выразительность.
(Продолжение следует)

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 21 мар 2011, 20:33
Кот Белый
Продолжаем урок №1.

Дактиль (— + +) - трехсложная стопа с ударением на первом слоге:
Русь не ше | лохнется.
Русь | как уб | итая!
(Некрасов)
Ударения в дактилическом стихе падают обычно на слоги 1, 4, 7, 10 и т. д., т. е. через два на третий.
Амфибрахий (+ — +) - трехсложная стопа с ударением на втором сло-ге:
И скучно | и грустно, | и неко | му руку | подать
В минуту | душевной | невзгоды...
(Лермонтов)
В стихе амфибрахия ударение падает на слоги 2, 5, 8, 11 и т. д., т. е. тоже через два на третий, начиная со второго слога.
Анапест (+ + —) - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге:
Вот парад | ный подъезд. | По торжест | венным дням...
(Некрасов)
В анапесте ударными являются слоги 3, 6, 9, 12 и т. д.
В трехсложных размерах также наблюдается иногда пропуск ударения, положенного по схеме:
Рать поды | мается –
Неисчис | лимая...
(Некрасов)
первая стопа этого дактилического стиха утратила ударный слог. Но чаще в трехсложных размерах встречается дополнительное, сверхсхемное ударение:
Выдь на Вол | гу: чей стон | раздается...
(Некрасов)
первая стопа анапеста имеет дополнительное ударение.
Князь тихо | на череп | коня нас | тупил...
(Пушкин)
в первой стопе амфибрахия также появляется ударение, не положенное по схеме. Эти отклонения от схемы основных пяти размеров в силлабо-тонической системе дают сотни различных вариаций в сочетании ударных и безударных слогов, определяя ее ритмиче-ское разнообразие.

Основные стихотворные размеры

Д В У С Л О Ж Н Ы Е
Формула стопы Название разде-ла Ударные слоги Примеры
È - ЯМБ 2, 4, 6, 8 ... Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят ...
(Ф.И. Тютчев)
- È ХОРЕЙ 1, 3, 5, 7 ... Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость ...
(С.А. Есенин)
«ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ» ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ.
ИНОГДА ПРИСУТСТВУЮТ В СТИХЕ, НО НЕ ИЗМЕНЯЮТ ПРИ ЭТОМ ОСНОВНОЙ (ЯМБ ИЛИ ХОРЕЙ)
È È ПИРРИХИЙ сочетание двух подряд безудар-ных слогов в стопе Топи да болота,
Синий плат небес ...
(С.А. Есенин)
– – СПОНДЕЙ "лишнее" уда-рение в стихо-творной строке Швед, русский колет, рубит, режет
(А.С. Пушкин)

Т Р Е Х С Л О Ж Н Ы Е
/
– È È ДАКТИЛЬ 1, 4, 7, 10 ... Славная осень! Здоровый ядреный
Воздух усталые силы бодрит ...
(Н.А. Некрасов)
È – È АМФИБРАХИЙ 2, 5, 8, 11 ... В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли ...
(М.Ю. Лермонтов)
/
È È – АНАПЕСТ 3, 6, 9, 12 ... Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой ...
(А.А. Блок)
(Продолжение следует)

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 21 мар 2011, 20:35
Кот Белый
Продолжение2 урока №1.

Примеры стихотворных размеров
Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге):
трехстопный ямб: 
Я Вам пишу письмо,
Чего ж мне написать?..
четырехстопный ямб:
Я к Вам пишу, чего же боле,
Что я могу ещё сказать?
пятистопный ямб: 
Я Вам пишу письмо, чего же боле,
Хотя мне, право, нечего сказать...
шестистопный ямб:
Я Вам опять пишу письмо, чего же боле,
И мне по-прежнему Вам нечего сказать...
Хорей (двусложная стопа с ударением на первом слоге):
трехстопный хорей:
Наша Таня плачет:
Утопила мячик
четырехстопный хорей:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик. 
пятистопный хорей:
Наша Таня очень громко плачет:
Сдуру утопила в речке мячик...
Дактиль (трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге): 
двухстопный дактиль:
Крутится шар
Над головой.
трехстопный дактиль:
Крутится, вертится шар
Прям над моей головой....
четырехстопный дактиль:
Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой.
пятистопный дактиль:
Крутится, вертится бешено шар голубой
Над от похмелья трещащей моей головой...
Амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге):
двухстопный амфибрахий:
Союз нерушимый
Сплотился однажды...
трехстопный амфибрахий:
Союз нерушимый навеки
Сплотила великая Русь...
четырехстопный амфибрахий:
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь...
пятистопный амфибрахий:
Союз нерушимый республик навеки свободных
Сплотить попыталась однажды великая Русь....
Анапест (трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге): 
двухстопный анапест:
До свиданья, медведь!
Возвращайся в свой лес.
трехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка!
Возвращайся в свой сказочный лес.
четырехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! Прощай!
Возвращайся скорее в свой сказочный лес.
пятистопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! Прости и прощай!
Ты мне больше не нужен, вали-ка в свой сказочный лес.

Клаузула (лат. clausula - заключение, концовка) — ритмическое окончание стро-ки стиха, начинающееся с последнего ударного слога.
Клазулы называются:
мужскими, если ударение падает на последний слог (красотá);
женскими, если после последнего ударного имеется один безударный слог (красóтка);
дактилическими, если имеется два безударных слога (с красóтками);
гипердактилическими при наличии трёх безударных слогов (прихлóпывая, притóпывая).
Мужская клаузула:
Скажи мне, кудесник, любимец богов...
Женская клаузула:
Скажи мне, кудесник, любимец дворняжек...
Дактилическая клаузула:
Скажи мне, кудесник, любитель шампанского...
Гипердактилическая клаузула:
Скажи мне, кудесник, любитель выпендриваться…

ГЕКЗАМЕТР - (от греч. hexametros - шестимерник) - стихотворный размер: шес-тистопный дактиль с женским окончанием и с цезурой (паузой), обычно стоящей в сере-дине третьей стопы, чаще всего после ударного слога; в первых четырех стопах трехслож-ная стопа дактиля может заменяться хореем.
Г н е в, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял...
(Гомер, "Илиада". Пер. Н. Гнедича)
Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:
ГЕКЗАМЕТР, (гексаметр) м. шестистопный стих, где стопа состоит из двух долгих, или одного долгого и двух коротких слогов; строгий гекзаметр состоит из четырех дакти-лей или спондеев, пятого дактиля, а шестого спондея или трохея. Русские гекзаметры все отзываются натугой, потому что у нас, в произношении, двух долгих слогов сподряд не бывает, да и вообще, разница между долгим слогом и ударением утрачена. Гекзаметриче-ский, составленный из гекзаметров, к ним относящийся.
(Когда воспримется, выложу дальше. Урок №2. Пока это переваривайте. Может, кому-то надо распечатать и постоянно считать слоги. А ещё эти уроки будут полезны при анализе стихотворения).

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 21 мар 2011, 21:02
Nastya ART
Теперь можно мне учиться писать стихи*))))

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 21 мар 2011, 22:18
Кот Белый
Вполне. Эти уроки (у меня их ещё два полноценных) здорово помогают разобраться со способами рифмовки, с установлением размера и т.д. Главное, надо иметь тему и желание высказаться, а техника - дело наживное.

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 22 мар 2011, 22:05
Упрямый Мальчишка
Лично я никогда не задумывался над этим. Просто приходит в голову интересная тема, а чаще всего первое четверостишие. И уже от него начинаешь развивать тему. У меня в телефоне десяток таких начал. Но всего одно стихотворение было полноценно дописано спустя какое-то время- Три друга в пустыне. Общее время написания- год.
Хотя для человека совершенно не представляющего как и чего, данные уроки могут оказаться весьма полезными. :)

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 22 мар 2011, 22:13
Lilit
Знаешь, я с тобой не согласна.
Просто потому, что эти "уроки" пригодятся не только и не столько человеку, который не имеет представления как это в прнципе своём, а человеку, который "начинает" писать.
Ведь "искорки" мало - надо ещё уметь ритм, стой, стиль написанного.
А то у нас были уже "без ног, но с руками"

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 22 мар 2011, 23:15
Nastya ART
Я согласна с Lilit.
Я не способна писать стихи. Во-первых, потому что у меня нет ярких чувств, моментов в жизни. Во-вторых, в своих стихах я не смогу почувствовать ритм. В-третьих, мое мышление целиком и полностью направлено на какие-то идеи из которых выстраиваются сюжеты.

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 23 мар 2011, 20:37
Кот Белый
Всё то, что ты говоришь, совершенно не имеет отношения к твоему "неумению" писать стихи. Ты просто не пробовала. Ты именно не умеешь,т.е. нет техники стиха. Что же касается образа, идеи и всего прочего.... Не надо петь военных песен. Прочитав первую часть твоего романа, могу смело сказать: и голова у тебя прикручена именно талантливо, и образ у тебя богатый, да и романтичности не занимать стать. Так что, если придёт ЖЕЛАНИЕ (это самоеглавное), пиши, пробуй. Обязательно получится.

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 23 мар 2011, 21:27
Nastya ART
Признаюсь честно - мне нет времени на это.

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 23 мар 2011, 21:28
Nastya ART
Лучше поздно, чем никогда))

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 24 мар 2011, 00:16
TheRain
Nastya ART писал(а):Признаюсь честно - мне нет времени на это.

Мде... Я, вот, если есть настроение что-либо написать или придумать, сам себе придумываю чувства, сам себе нахожу время, сам себе режиссер в общем. Но никогда не остаюсь в том мирке, который себе придумал на пять минут.

Философия - вперед!

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 24 мар 2011, 13:43
Кот Белый
Человек, а особенно Автор, всегда сам себе режиссёр. Самое главное, чтоб Муза не покидала. А ещё великий Пётр Ильич Чайковский говорил, что муза не любит посещать ленивых. Вот и делаем вывод из его слов. Трудиться надо. По большому счёту, над собой, над своей душой.

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 27 мар 2011, 11:51
Кот Белый
Итак, продолжаем.

Урок № 2.
Тоническое и силабическое стихосложение.

Ритм стиха – это нечто индивидуальное, многообразное и трудно поддающееся общим определениям. Он создается сочетанием в различных соотношениях и пропорциях самых разнообразных «элементарных» ритмических последовательностей, из которых наиболее заметны силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая, цензурная, каталекти-ческая, рифменная, строфическая, грамматическая, синтаксическая, семантическая и дру-гие.
Остановим внимание только на одной ритмической единице – стиховой строке и одном ее признаке – длине, измеряемой числом слогов. Довольно часто авторские строки оканчиваются знаком препинания, в то время как внутри строк такие знаки чрезвычайно редки. Знаками препинания обычно отмечают паузы, а паузы – это элементы интонации. Интонация создается паузами и модуляциями голоса между ними. На этом основании ав-торские строки можно рассматривать как интонационные единицы стиха, а их последова-тельность – как визуализированный интонационный ритм. Выделяя строки в качестве объекта исследования, мы имеем дело с абстрагированным от звучания интонационным строем стиха. Специальное выделение автором интонационных единиц в виде отдельных строк позволяет предполагать, что именно они служат основными носителями ритма про-изведения, поэтому их характеристики будут его наиболее точным отображением.
Т. Бондаренко. "Тонический стих"
Безударный
пуст
слог…
В ударении
дых
титанический…
Презираю
выравненность
строк…
Обожаю
стих
тонический!
В "тоническом" стихе совпадает только КОЛИЧЕСТВО УДАРЕНИЙ, приходящееся на одну строку, а количество слогов и размещение ударений, в общем, произвольны. Ярчайшим представителем тонического стихосложения является, конечно же, поэтика Маяковского. Хотя конечно он писал не только тонические, но и смешанные и силлабо-тонические стихи, но наиболее характерен для него тонический стих. Следует остановиться на нескольких заблуждениях, связанных с тоническим стихом. Во-первых, заблуждение о некоей особой звучности тонического стиха. Это, однако, вовсе не свойство тонической системы стихосложения, а свойство Маяковского-поэта.
Само по себе оно никак не появится, сколько ни строй "лесенок". Более того - это свойство - ВЫНУЖДЕННОЕ. В тоническом стихе сильно ослаблен внутристрочный ритм - не соблюдается ни длина строки, ни размещение ударений. Поэтому стихотворец ВЫ¬НУЖ¬ДЕН снабжать стихи громыхающими рифмами и выпирающими аллитерациями.
Тонический стих на спокойном звуке просто рассыплется. Поэтому написание дос-тойно звучащих тонических стихов требует серьезной технической подготовки. Пишущий вынужден прибегать не только к стихотворной технике. И специальное громыхающее прочтение, никак не соответствующее реальной речи. И специальные типографские приемы. Пресловутая "лесенка" - вынужденное "приобретение" тонического стихосложения. Стихотворец печатает строку с разрывами, чтобы указать, на какие единицы надо разбивать строку при прочтении (это не всегда можно сделать одно-значно). Он типографскими приемами делает то, что невозможно сделать по-другому. Попробуйте записать стихи Маяковского без лесенки, нормальными строфами, и вы увидите, насколько они поблекнут. Попробуйте прочитать то, что получилось, как нормальные стихи - и вы ужаснетесь!
Тоническая система стихосложения не лучшим способом соответствует природе русского языка. По сравнению с силлабо-тоническим стихосложением - это шаг назад. Впрочем, время давно уже все рассудило. Тоническое стихосложение оказалось бесплодным цвет-ком практически одного автора. Тот факт, что у Маяковского не нашлось сколько-нибудь достойных последователей, говорит сам за себя. Кое чем Маяковский, конечно, обогатил стихосложение, но запустить на длительную орбиту тоническую систему, и тем более, вытеснить силлабо-тонику, он не смог, несмотря на огромную работоспособность и талант. Кстати, к концу жизни и сам Маяковский начал склоняться к силлабо-тонике.
Заметим еще, что такой органический недостаток тонической системы, как неиз-бежно "громыхающий" звук делает некоторые вещи вообще невозможными. Таким сти-хом можно писать плакаты и лозунги, вещать с трибун, рвать рубашку на груди... Но эле-гия, нежная лирика, философские раздумья, описания природы и т.д. просто несовмести-мы с громыханием. А звучные стихи никто не мешает писать и в силлабо-тонике.
В общем, хотя тонический стих кое-где и применим, в целом - это тупиковое ответвление . По крайней мере, для русской поэзии.
Вкратце стоит упомянуть также о СИЛЛАБИЧЕСКОМ стихосложении. При этом в строке содержится одинаковое количество СЛОГОВ, а количество и размещение ударе-ний значения не имеют.  Поскольку в русском языке слоги произносятся примерно с оди-наковой скоростью, то в таких стихах строковая симметрия заключается в одинаковом времени звучания каждой строки. Кроме того, силлабические стихи снабжались рифмой, обычно смежной (что вполне понятно при большем удалении рифм такие стихи будут просто рассыпаться). Силлабические стихи были, собственно, заимствованы у поляков. Такие стихи считаются характерными для языков с неярко выраженным силовым ударе-нием, с ударением, занимающим постоянное место в слове. И с установлением силлабото-нической системы они быстро и тихо, безо всякой борьбы, вымерли. От них осталось только название "вирши". Хотя вначале в нем не было ничего обидного, это слово сейчас означает неумело написанные стихи. И такое переосмысление дает ясную оценку силла-бической системы применительно к русскому языку. Любопытно, что даже любители "авангарда" и "экспериментов" о силлабических стихах не вспоминают. Поэтому совре-менных примеров силлабических стихов привести невозможно. А любители старины мо-гут найти их в поэтических справочниках. Силлабическое и тоническое стихосложение - две стороны, два компонента силлабо-тонического. И каждая из них сама по себе естест-венно, проигрывает силлабо-тонике.

Re: Уроки стихосложения

СообщениеДобавлено: 30 мар 2011, 20:21
ДымоК
Вух......=).......но не смогу.....=(.......